Регистрация   |   Техническая поддержка
главная новости продукция прайс-лист купить заказ информации сертификаты полезная информация контакты
Главная  В помощь диагносту  Диагностическая практика  Пример контроля фаз ГРМ по пульсациям давления во впускном коллекторе двигателя

Пример контроля фаз ГРМ по пульсациям давления во впускном коллекторе двигателя

 

Известно, что одной из причин нарушения нормальной работы ДВС является неправильная установка фаз ГРМ. Конструкция многих двигателей часто не позволяет быстро проверить установку фаз, без проведения операций по частичной разборке мотора, что необходимо для доступа к меткам ГРМ. По этой причине менее трудоемкие - безразборные методы и, в частности, методы контроля неисправностей данного вида , вызывают у диагностов постоянный интерес.

Ниже приведенный материал любезно предоставлен нам Александром Маракиным (Ростов-на-Дону) и иллюстрирует влияние установки ремня привода ГРМ на форму, амплитуду и фазы колебаний во впускном коллекторе, на примере автомобиля ВАЗ 2114 (1.5 л. 8 кл., распределенный впрыск топлива) .

Давление во впускном коллекторе и напряжение с датчика коленчатого вала параллельно регистрировались мотор-тестером "АВТОАС-ПРОФИ-2", в режиме "Осциллограф". Давление в коллекторе было получено с помощью датчика абсолютного давления "1 Бар", входящего в базовый комплект прибора. Сигналы регистрировалось при разных установках распределительного вала на прогретом двигателе, работающем в режиме холостого хода.

Установка по меткам
Рис 1. Установка по меткам.

Распределительный вал установлен на 1 зуб "раньше"
Рис 2. Распределительный вал установлен на 1 зуб "раньше".

Распределительный вал установлен на  2 зуба "раньше"
Рис 3. Распределительный вал установлен на 2 зуба "раньше".

Распределительный вал установлен на  1 зуб "позже"
Рис 4. Распределительный вал установлен на 1 зуб "позже".

Распределительный вал установлен на  2 зуба "позже"
Рис 5. Распределительный вал установлен на 2 зуба "позже".

Искусственное наложение графиков давления
Рис 6. Искусственное наложение графиков давления |  увеличить 

На верхнем табло экрана представлены графики сигналов датчика давления, для наглядности искусственно наложенные друг на друга, с помощью программы графического редактора. График красного цвета соответствует установке распределительного вала на 2 зуба "раньше", оранжевого - на 1 зуб "раньше", желтого - норме, зеленого - на 1 зуб "позже", синего - на 2 зуба "позже". Под графиками давления, с помощью соответствующих цветов, проставлены средние значения абсолютного давления и разрежения во впускном коллекторе, для разных вариантов установки распределительного вала.

На нижнем табло экрана отображен один из 5-и снятых сигналов ДПКВ. Взаимное наложение для этих сигналов не применялось, так как, для всех 5-и снятых реализаций, положение сигналов ДПКВ относительно горизонтальной шкалы оставалось практически неизменным, т. е. при исскуственном взаимном наложении они практически совпали бы друг с другом.

Приведенный пример показывает, что наиболее информативным фактором, для оценки правильности установки распредвала по форме пульсаций давления во впускном коллекторе двигателя (по крайней мере, для двигателей с одним распределительным валом), вероятно следует считать фазовые характеристики графика давления.

Кроме фазовых характеристик графика, интерес представляет и сама форма пульсаций давления. Как видно на приведенном примере, более ранняя установка вала характеризуется более крутым нарастанием давления в коллекторе и пологим спадом. Напротив, "поздняя" установка вызвала плавный подьем давления и более крутой его спад, по сравнению с нормой.

Опытные диагносты обычно достаточно точно распознают факт нарушения установки фаз ГРМ, по виду графика пульсаций давления во впускном коллекторе, если работают с хорошо известными им двигателями, даже не прибегая к возможности взаимного наложения текущего и ранее сохраненных в базе мотор-тестера сигналов.

Отметим так же, что, при различных положениях распредвала относительно нормы, разрежение в коллекторе, как правило, то же уменьшается, и часто весьма значительно, что имело место и в данном примере. Однако, само по себе снижение разрежения относительно нормы нельзя считать достаточным признаком не правильной установки фаз ГРМ. Ведь разрежение может быть сниженным и из-за излишне богатой, или напротив, слишком бедной смеси, например, при подсосе в воздуха в коллектор, минуя датчик расхода воздуха.

Не обкатанный - "тугой" мотор тоже не создаст нормального разрежения. Забитый катализатор, неправильный УОЗ... - и это не еще все причины недостаточного разряжения во впускном коллекторе, при вполне нормальных фазах установки ГРМ.

Что касается амплитудных характеристик сигнала датчика давления, то сами по себе они так же не могут являться надежным критерием для оценки правильности установки фаз ГРМ. Так, в приведенном примере размах пульсаций, при установке вала на +_1 зуб в опережение или в запаздывание, увеличился не более чем на 5-10 процентов против нормы, и только при больших рассогласованиях (- 2 зуба. Синий график) имеет место аномально большой размах пульсаций.

На рисунке 7 дополнительно показан фрагмент взаимного наложения графиков давления, с указанием положения ВМТ/НМТ.

Фрагмент взаимного наложения графиков давления
Рис 7. Фрагмент взаимного наложения графиков давления

В заключение следует заметить, что оценка фаз ГРМ по пульсациям давления во впускном коллекторе, является достаточно информативным, хотя и не единственным безразборным методом диагностики. Его неоспоримым достоинством является простота реализации при достаточно высокой информативности.