Регистрация   |   Техническая поддержка
главная новости продукция прайс-лист купить заказ информации сертификаты полезная информация контакты
Главная  В помощь диагносту  Диагностическая практика  Полезные пульсации...

Полезные пульсации...

Двигатель «затроил», потерял мощность, стал плохо заводиться... Для того, что бы найти причину неисправности, специалист, проводящий диагностику автомобиля, как правило, подключает сканер, считывает и анализирует данные из ЭБУ, измеряет давление топлива в рампе. С помощью мотор-тестера, контролирует работу системы зажигания и подачи топлива, а так же сигналы датчиков и исполнительных механизмов. При необходимости, проводит газоанализ... Перечисленные диагностические процедуры, в большинстве случаев, позволяют быстро локализовать неисправности, относящиеся к системе зажигания и подачи топлива. Естественно, что все они проводятся без разборки двигателя. Но ведь не так уж редко бывает, что причиной дефекта является какая-либо неисправность в «механике» двигателя, а так же в его впускной или выпускной системе.

Как определить такие, «внутренние» неисправности, не разбирая двигатель? И здесь на помощь диагносту снова приходит мотор-тестер, который, как известно, по определению является прибором, для без разборной диагностики состояния двигателя и его систем, включая механические. В данном случае, речь идет об одной из обязательных способностей современного мотор-тестера - возможности отображать изменения давления (пульсации): воздуха за дроссельной заслонкой; в цилиндре двигателя; отработавших газов на выходе из выхлопной трубы; газов, прорывающихся в картер двигателя.

Форма пульсаций давления воздуха за дроссельной заслонкой регистрируется с помощью датчика, подключаемого к впускному коллектору.


Датчик пульсаций давления в впускном коллекторе «1 БАР»

В мотор-тестере «АВТОАС-ПРОФИ-2», роль такого датчика («1 БАР») прекрасно выполняет стандартный MAP-сенсор, например, от «Газели». Конечно, настоящий заводской а не «левый» с резисторами внутри корпуса. Впрочем, «левыми» датчиками мотор-тестеры не комплектуется. Пульсации воздуха во впускном коллекторе возникают, как следствие циклических процессов всасывания воздуха в цилиндры двигателя. Форма этих колебаний давления, для исправных двигателей одной модели, и при условии регистрации графика пульсаций при одинаковой частоте вращения коленчатого вала, практически совпадает, для разных цилиндров. Но, при не правильной установке фаз ГРМ, или при нарушении нормальной работы клапанов, осциллограмма пульсаций давления заметно искажается. Пример контроля установки фаз ГРМ... Кроме формы пульсаций давления во впускном коллекторе мотор-тестер позволяет одновременно оценить и такой немаловажный диагностический параметр, каким является средняя величина разрежения за дроссельной заслонкой, которую можно контролировать на разных режимах работы двигателя.


Датчик пульсаций давления в цилиндре «16 БАР»

Если вместо свечи зажигания, диагност установит в свечное отверстие специальный датчик «16 БАР», рассчитанный на измерение давления до 25 атмосфер, то мотор-тестер предоставит возможность проанализировать график пульсаций давления воздуха в одном из цилиндров работающего двигателя.

Естественно, что при этом двигатель работает на оставшихся цилиндрах, так как воспламенения смеси в исследуемом цилиндре не происходит. По этому графику давления можно достаточно точно определить начало открытия и момент закрытия выпускного клапана, максимальное и минимальное давление в цилиндре.

Переключение в режим цикловой диаграммы в некоторых случаях позволяет не прибегать к помощи курсоров, так как шаг горизонтальной масштабной сетки = 10 градусов ПКВ.

Цикловая диаграмма. 1 – зона начала открытия выпускного клапана; 2 – выпускной клапан закрыт; 3 – впускной клапан закрывается, начало более резкого роста давления сжимаемого воздуха.

С помощью датчика давления воздуха в цилиндре «16 БАР», так же можно оперативно оценить пропускную способность каталитического преобразователя, снижение которой обычно проявляется в ухудшении динамики автомобиля. Ведь повышенное противодавление на выхлопе (отмечено стрелкой), даже не самый опытный диагност определяет, без преувеличения, буквально с одного взгляда на график давления в цилиндре. Особую радость может вызвать то обстоятельство, что при этом отпадает необходимость лезть под машину и откручивать ржавые болты, чтобы временно отсоединить от двигателя выхлопную трубу, с попавшим под подозрение катализатором, в надежде, что без него мотор обретет былую резвость. Или, с той же целью выкручивать лямбда-зонд, который не всегда расположен в легко доступном месте, да к тому же вечно норовит выйти вместе с прикипевшими к его корпусу остатками резьбы от посадочного места.

Программное обеспечение мотор-тестера «АВТОАС-ПРОФИ-2», работающего совместно с персональным компьютером, и располагающее ресурсами ПК, позволяет создавать базу эталонных сигналов, полученных от исправных двигателей разного типа, а так же сигналов, характерных для различных неисправностей ГРМ. Эти сигналы можно видеть на мониторе, одновременно с графиком давления диагностируемого двигателя. Такая возможность позволяет диагносту, даже не обладающему большим практическим опытом, но хорошо разбирающемуся в основных принципах работы двигателя, не только установить сам факт нарушения нормальной работы ГРМ, но, зачастую, достаточно точно определить и возможную причину неисправности.

При регистрации графика давления сжимаемого в цилиндре воздуха дополнительно используется то обстоятельство, что максимальное значение сжатия достаточно точно совпадает с ВМТ поршня. Это позволяет мотор-тестеру автоматически вычислять текущее значение УОЗ, по времени, проходящему между моментом формирования искры и ВМТ. Определение УОЗ, таким методом, бывает особенно полезным в тех случаях, когда измерить УОЗ нужно, но воспользоваться стробоскопом затруднительно. Можно, конечно, призвать на помощь сканер. Но, к примеру, при несанкционированном проворачивании шкива синхронизации относительно коленчатого вала (что на практике встречается не так уж редко), сканер будет отображать не верное значение УОЗ, так как контроллер системы управления двигателем не может знать о том, что с датчика положения коленчатого вала идет «деза». А, например, на том же 16-и клапанном моторе ВАЗ 2112 , для того, что бы измерить УОЗ стробоскопом, без частичной разборки двигателя, пожалуй, не обойтись.

Естественно, что для мотор-тестера, работающего с таким электронным датчиком давления, измерение компрессии в цилиндре, в режиме стартерной прокрутки двигателя, так же не представляет какой-либо сложности. Кстати, диагносту, если у него возникнет желание посчитать, на каком «скачке» перестает увеличиваться компрессия в цилиндре , не потребуется помощник, так как динамика возрастания компрессии зафиксируется на графике давления.

Полезную информацию диагност может так же получить, анализируя, с помощью специального датчика («2 БАР»), пульсации отработавших газов на срезе выхлопной трубы, или на выходе специальной газоотборной трубки, которой снабжены автомобили некоторых производителей. Форма этих пульсаций практически одинакова для всех цилиндров двигателя, естественно, при условии, что и сами цилиндры работают одинаково. Однако, если в каких-либо цилиндрах имеет место постоянное или не регулярное нарушение процесса сгорания смеси, то это вызовет искажение формы пульсаций давления выхлопных газов. Для облегчения работы диагноста, мотор-тестер имеет специальный режим, позволяющий легко сравнивать пульсации давления выхлопных газов, вызванных работой отдельных цилиндров, методом их взаимного наложения.


Датчик пульсаций давления в выхлопной трубе «2 БАР»

Но, как известно, не все отработавшие газы выходят через выхлопную трубу – часть их поступает в картер двигателя. При этом, чем больше изношена цилиндро-поршневая группа, тем больше газов прорывается в картер, при сгорании смеси в цилиндрах, вызывая пульсации давления картерных газов. А это значит, что анализ этих пульсации, с помощью того же датчика («2 БАР»), который применяется и для анализа пульсаций на выходе выхлопной трубы, в определенных случаях может помочь диагносту локализовать дефектные цилиндры.


Пример графика пульсаций газов в картере. Норма.

Как видно, все перечисленные выше методы основаны на анализе графиков пульсаций давления газов, возникающих в при работе двигателя. Их характерной чертой является то, что позволяя получить не мало полезной информации о состоянии «механики» двигателя, они не требуют его разборки.